Домашнее задание на 9 декабря 2020 года
(1)Недавно
я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад:
«Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый
кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии,
рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер
на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый
кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки - и белая громада на лине. (б)Наконец
лебёдки втянули на слип белоснежную тушу... (7)На земном шаре
животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко», - читал я дальше
рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало
бессильной ненавистью к нему.
(8)3а
этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается
солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые, (11)Над
океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на
ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.
(15)Гарпунёр
идёт к пушке, ему убить Белого кита - раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую
белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17)Хлопает
выстрел.
(18))Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
(23)«Киты-самоубийцы» - статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26)Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.
(27)Это
далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28)Что заставляет их
«сознательно» идти на верную гибель? (29)Учёные пока ничего не могут ответить
на этот вопрос».
(30)Я
отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел
их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки,
ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды,
глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и
невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в
моря сбрасывают отравленные воды химических заводов...
(32)И,
кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не
знают, почему киты кончают самоубийством.
(33)Пусть
это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов - это нечто
вроде акта самосожжения. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя
внимание.
(По В.
Конецкому)
Текст 2.
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
Текст 3.
(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Миша, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал пропадать из дома...
(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное путало. (13)Наш сын...
(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба
матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?
(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.
(По В. Тендрякову)
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить